Владимир КосаревПредисловие
Мой преподаватель английского языка еще в
советские времена сказал нам как-то, что демократия подобна сексу: ее
так же, как и секс можно познать только самостоятельно, попробовав на вкус. Пройдя
через период романтической демократии, мы страстно к ней стремились и смогли отведать
от этого, запретного ранее плода. В результате в городской парламент пришли представители практически всех
слоев населения, которые впервые почувствовали себя Отцами нашего
Города и свою ответственность за все происходящее в нем. Сегодня же
падение авторитета представительной власти на всем пространстве бывшего
СССР очевидно. Пятнадцать лет – достаточно большой срок для того, чтобы
проанализировать накопившийся опыт, ставший историей, выясняя детали и подробности, но главными, как всегда, являются
вопрос: почему сегодня после всех реформ мы получили совсем не то, к чему
стремились и ради чего пришли во власть, забросив на какое-то время все свои собственные дела?
Кто или что тому виной, и что же нам теперь делать?
Большинство из нас верило в либеральную экономику и
парламентскую демократию. Казалось, что достаточно их ввести, и все у
нас постепенно образуется, как и у других стран, ставших ранее на этот
путь. Чтобы быть объективным, надо сказать, некоторые из наших надежд
оправдались. В наши магазины теперь приятно зайти: там полно самых
разных товаров, и там культурно обслуживают. Водители автобусов теперь
не захлопывают двери перед носом подбегающего пассажира, как раньше.
Появились совершенно новые поселки, а многие дома в старых совершенно
преобразились. Гораздо лучше выглядят и здания новых и старых домов в
крупных городах. Но в других сферах нашей жизни ситуация выглядит пока
на много хуже.
В России сегодня у власти находится партия
чиновников, очень напоминающая ту тоталитарную структуру партхозноменклатуры, какой была КПСС. Реальным противовесом ей сегодня
может быть только широкое движение гражданского сопротивления всесилию
чиновников, а еще совсем недавно в эпоху ельцинского благодушия каких
только партий у нас не было. Одна из них называлась: «Партия любителей
пива». У меня возник тогда проект другой массовой партии - «Партии
любителей выпить». Вместе с «Партией любителей закусить» они могли
бы в нашей стране составить самый массовый и нерушимый избирательный блок.
В древних Спарте и Риме Советы Старейшин (в
римском варианте Сенат) служили буфером между царем и народом. Примерно
такую же роль играют парламенты и сегодня, когда «цари» меняются во
время оранжевых или розовых революций. Сегодня более или менее демократичное
избирательное законодательство с выборами по мажоритарным многомандатным округам и принципы парламентской республики, где
представительная ветвь власти формирует и контролирует исполнительную,
сохраняются лишь на самых нижних уровнях самоуправления:
муниципальном и в товариществах собственников жилья (ТСЖ). Однако и там хорошо
работают те же самые приемы «управляемой демократии», дающие возможность
разного рода проходимцам
придти к власти и долго ее удерживать при помощи административного
ресурса. Поэтому
очевидно, что развитие демократии и парламентаризма на более высоких
уровнях власти возможно лишь в том случае, когда люди научатся
контролировать власть на самом нижнем уровне - в своем родном ЖСК/ТСЖ.
Депутаты же Ленсовета 21 были по большей части Дон Кихотами, которым
сражаться приходилось с реальным противником, рвавшимся к власти и
незаконному обогащению, но в силу его многочисленности это часто
напоминало сражения с ветряными мельницами. Сегодня же очень часто
получается как в анекдоте: у кандидата в депутаты (или на пост
председателя ТСЖ) спрашивают: «Почему Вы решили
баллотироваться?» «Да вы посмотрите, что творится вокруг: власть на
всех уровнях погрязла в коррупции, воровстве и разврате, а правоохранительные органы
(ревизионные комиссии) этому попустительствуют!» «Так Вы хотите с этим бороться?» – «Нет, я
хочу в этом участвовать!»
Сегодняшний разгул воровства и коррупции принял поистине тотальный характер:
наша состязательная судебная система состязается в том, чья сторона больше даст.
Изучая материалы судебных процессов, я убеждался, что в них жуликами зачастую
являются и истец, и ответчик, и даже судьи. То же самое касается и
правоохранительной системы. Более того, нашу милицию часто называют теперь
бандитами в форме. Детский писатель Эдуард Успенский (автор Чебурашки) говорит,
что рядом с ним функционирует нелегальный публичный дом, но милиция закрывает на
это глаза, поскольку люди в погонах обслуживаются там бесплатно. Нет у нас
нормальной армии, куда можно отдавать на службу своих сыновей, нет и нормальной
государственной службы.
Думаю, что все это имеет вполне объяснимые причины. При
социализме все государственное было фактически ничьим, поэтому народ привык смотреть сквозь
пальцы на то, что на любом производстве, в любой организации кто-то получал
незаслуженные премии, ездил по личным делам, оформляя командировку. Многие
профсоюзные и партийные активисты жили двойной моралью: говорили одно, а делали
совсем другое. Все бухгалтеры, прошедшие советскую школу, привыкли к двойной
бухгалтерии, припискам и очковтирательству, все это продолжилось и в пост-советскую эпоху. Наверное, поэтому
налоговые инспекции обычно исходят из презумпции их виновности, справедливо
считая, что надо только покопаться хорошенько
и схватить их за руку. Поэтому и наш Homo пост-советикус мало отличается от
советикуса: все ругают лишь далекое начальство, кроме разве что самого главного
"Батюшки Президента", а своему непосредственному преданно смотрят в глаза и лижут зад.
Объективно все это было, прежде всего, следствием пережитков феодального
сознания, которые переживут нас еще не в одном поколении. Получив возможность
выбирать Царей: Президентов, Губернаторов и Мэров, люди потеряли интерес к
выборам Боярской Думы: депутатов Госдумы, Законодательных собраний и
Муниципальных Советов. Это очень напоминает процесс становления демократии в
древней Греции: сначала выборы пожизненных архонтов, а затем они стали
избираться лишь на ограниченный срок. В некоторых наших республиках до сих пор
еще сохраняется передача президентской власти, как феодального престола, по
наследству.
Субъективным же фактором в этой истории было то,
что состав депутатов избранных парламентов был слепком того общества,
которое у нас было: каким было общество – такими были и депутаты.
Однако, находясь под неусыпным оком журналистов, депутаты научились
заботиться о своей репутации, очень боясь, например, оказаться в
неприглядном виде в передаче «600 секунд» Александра Невзорова,
который любил покопаться в грязном белье господ депутатов, объясняя это
тем, что раз уж ты стал публичным политиком, то будь добр показать свое
бельишко, я, мол, и сам не безгрешен, но я никуда и не лезу. Теперь он
сам прочно обосновался в Госдуме, получает огромную думскую зарплату,
пользуется депутатскими льготами и привилегиями и считает возможным при
этом ничего не делать, не приходя даже на заседания. А все потому, что
сегодня прикрыли на ТВ все подобные передачи, да и другие СМИ начали
становиться все менее и менее свободными, а тогда его око или зеркало
очень быстро стало кривым и первым начало кампанию по
дискредитации представительной власти как таковой. Без этого же ока
и депутаты начинают все менее отличаться от чиновников. Поэтому
оптимизм здесь вызывает практика некоторых ТСЖ, организующих трансляцию
по свому дому заседаний Правления с помощью кабельного телевидения.
Большие возможности здесь дает и Интернет, где в свободном доступе
можно разместить протоколы всех заседаний, а на свободном форуме можно
обсудить и задать любые вопросы руководству ТСЖ и Муниципального Совета.
Поэтому бороться нам нужно сейчас не столько за
демократию, которая формально у нас и так есть, сколько за гражданское
сознание, отсутствие которого даже при наличии демократической
процедуры все равно ведет к сборке той же самой феодальной пирамиды. Для этого, на
мой взгляд, нужны не столько политические, сколько художественные
средства. Хорошо помню, какое влияние на происходящее оказали фильмы
«Премия» и «Гараж», и готов хоть сегодня написать сценарий для
многосерийного телефильма «ЖСК-1313». Далее можно поставить не менее
увлекательные сериалы «Новозмайловский Мередиан», «Ленсовет XXI» или
«Тайны коридоров Смольного». Все они должны быть
художественными, но для того, чтобы это было как можно ближе к
реальности, нам хорошо бы воссоздать уже сегодня нашу недавнюю историю
и сделать живыми образы всех действовавших тогда персонажей.
Попробовав же написать свои мемуары для сборника
«Автобиография Петросовета», я вскоре понял, что всех людей и события
я могу разделить на две категории. К первой относится все то, что я
могу рассказывать, не заботясь о последствиях, вторая же группа
относится к тем людям, с которыми меня связывают деловые и дружеские
отношения, и я бы не хотел их как-то обидеть и, тем более, подставить.
Тогда об этом приходится либо умалчивать, не желая ставить себя и их в
глупую ситуацию, либо написать все это в шутливой форме юмористического
рассказа, поскольку в этом жанре у автора есть право на иронию,
некоторые неточности и преувеличения ради того, чтобы истории эти
выглядели посмешнее и позанимательнее.
Мои «Записки», идея написания которых появилась у
меня во время участия в работе оргкомитета нашего Юбилейного заседания,
это мой первый на сегодня опыт на ниве шутливой историографии. Наш
оргкомитет представлял собой миниатюрный слепок нашего Совета,
отстраненного от власти еще в 1993 г., и обсуждаемые темы, типа того,
какими медалями самих себя наградить, были далеко не самыми значимыми
для нашего города, но дебаты были не менее жаркими, чем когда-то в
Петросовете. Это навело меня на мысль описания всего того, что там
происходило в иронически-юмористический стиле типа Виктора Шендеровича. Но если у Шендеровича ирония злая, то я
ее старался максимально
смягчить. Затем я попробовал применить этот метод для того, чтобы
расширить прежние наброски своих воспоминаний. В результате получилось
нечто в духе Бориса Акунина, где серьезные размышления перемежаются
юмористическими зарисовками. Там, где сюжет мог кого-то из близких мне
по духу людей как-то задеть, я либо совсем опускал инициалы, либо
заменял их буквенно-цифровым идентификатором, например, NN1, не имеющим
прямой связи с обычными инициалами. Думаю, что в такой форме можно
опубликовать уже сейчас все то, что мы знаем и думаем обо всех своих
коллегах, а уж дело читателей решать в таких случаях самим, где тут
чистая правда, а где художественное преувеличение.
Реальной альтернативой этому могут быть разве что
посмертные мемуары вроде тех, что написал покойный профессор С.Э.Фриш,
завещавший опубликовать их после смерти последнего из упомянутых там
персонажей, а также его ближайших родственников, но ждать такой
публикации пришлось бы очень долго, и мы такого телесериала уж точно
никогда бы не увидели.
© В.В.Косарев,
2005-2007
|