Владимир КосаревКонкурсы на замещение должностей в Исполкоме
После избрания А.А.Щелканова Председателем
Исполкома, а фактически Мэром Города, мы продолжили работу по
дальнейшему формированию Исполкома самым демократическим, как нам
казалось, путем проведения конкурсов. В нашу Комиссию как профильную по
линии науки и культуры приходили разные претенденты, некоторые из них
были откровенно сумасшедшими, но у каждой Комиссии в портфеле были, как
я понял, свои протеже. У нас кандидатуру И.В.Мациевского, уже
одобренную А.А.Щелкановым, усиленно поддерживал Александр II. Когда же
следом за ним к нам пришел наш коллега А.И.Степанов и сказал, что он
только что прошел депутатскую учебу и по данным тестов как нельзя лучше
подходит к этой роли, но, не встретив у нас единодушной поддержки и
очень удивившись, начал взывать к нашему чувству депутатской и
демократической солидарности. Я постарался объяснить ему, что наша
Комиссия уже практически определилась с этой кандидатурой, поэтому не
надо удивляться такой реакции. Казалось бы, он все понял, но на
следующий день я увидел его на собрании фракции «Дем. Россия». Там он
говорил, что братья демократы должны помогать друг другу в занятии тех
или иных должностей.
Подобная же петрушка происходила и на всех других
конкурсах. Так директор Дома Ученых К. неоднократно выступал на
разнообразных демократических тусовках, которые после этого принимали
резолюции в поддержку его претензий на занятие должности Председателя
Комитета по Культуре. Посмотрев на все эти конкурсы, я понял, что ни
один из них не был но-настоящему объективным и не обходился без
лоббирования точно так же, как и при распределении разного рода
грантов. После того, как К. победил на конкурсе, проводимом нашей
Комиссией по Культуре, ко мне пришла моя знакомая М., с которой я
познакомился во время регаты вокруг Балтики «За экологию и культуру»,
одним их организаторов которой был К. Она входила в его команду и
хорошо знала ситуацию изнутри. То, что она мне о ней рассказала,
совпадало с моими собственными впечатлениями об этой команде,
полученными во время регаты: многие, входившие туда люди, разговаривали
на блатном жаргоне и, не стесняясь, даже при дамах пользовались
ненормативной лексикой. Борьба «За экологию и культуру» была там,
конечно, только прикрытием чисто коммерческого предприятия: с
иностранных гостей, размещаемых на наших яхтах, бралась плата в валюте,
которая по большей части оседала у организаторов. На эти средства в
Германии покупались подержанные автомобили, которые грузились затем на
суда и морем доставлялись в Россию. Представив себе, что вся эта
команда точно так же займется теперь и нашей Большой Культурой, я
поддержал М. в ее стремлении этому как-то противостоять. Была
организована ее встреча с зампредом И.В.Мациевским, который сказал, что
у него есть своя кандидатура на искомую должность. Он предлагал
Колаберду, хорошо себя зарекомендовавшего на посту ректора
Консерватории Петрозаводска.
Через несколько дней, зайдя в Комиссию по
Культуре, я случайно обмолвился о своей роли в решении этого вопроса,
что вызвало бурю негодования со стороны тогдашнего зампредкомиссии
депутата В1, из чего я понял, что именно он-то и лоббирует кандидатуру
К. Далее на ближайшей сессии события развивались довольно неожиданно, а
именно в отсутствие зампреда Исполкома, ведавшего тогда за профиль
науки и культуры, была предпринята попытка решить вопрос о назначении
К. Председателем Комитета по Культуре. Большую активность в этом
проявляли тогда М.В.Сухоцкая и обычно мало появлявшаяся в Совете
Б.А.Куркова. Мое положение оказалось довольно щекотливым, поскольку с
одной стороны К. был моим хорошим знакомым, но с другой стороны я не
видел оснований для того, чтобы поддерживать его настойчивые амбиции в
занятии именно этой должности, поэтому, выступая в прениях, я сказал,
что мы не должны нарушать принцип формирования исполнительной власти, а
именно пытаться решить этот вопрос без участия того, кто должен был бы
сам представить нам эту кандидатуру. В этом меня поддержал
присутствовавший на сессии другой зампред Исполкома Тихонов, и вопрос
был отложен как не готовый. В результате К. стал на какое-то время лишь
замом Председателя Комитета по Культуре, а сотрудники этого Комитета
рассказывали, что К. отблагодарил свое депутатское лобби «борзыми
щенками», а именно, своей молодой и симпатичной секретаршей, с которой
он отправил депутата В1 в командировку куда-то в Финляндию.
С избранием Мэра практика конкурсов вообще ушла в
прошлое, но по опыту можно сказать следующее: конкурсы имеют смысл лишь
для выявления максимально полного набора всех возможных кандидатов, но
право предлагать кандидатуры на утверждение парламентом должно
принадлежать самой исполнительной власти, несущей затем за это и
основную ответственность. Сам К. в разговоре со мной сказал тогда, что
если бы ему пришлось выбирать себе заместителя, то он бы, конечно,
решил этот вопрос сам, а не обращался с ним в Ученый Совет ДУ.
(c) В.В.Косарев, 2005
|