САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

НАША ИСТОРИЯ И МЕМУАРЫ

VK: Недавно прочитал опус нашего Юры Магаршака "Невероятно но факт", где он со ссылкой на тебя пишет о том, что Стас Меркурьев учился в школе интернате для трудновоспитуемых подростков.

AM: Ох, нашего бы Юру да в античную Грецию, где мудрецы-софисты развлекали себя и других, манипулируя законами логики, чтоб ошарашить и одурачить наивную публику совершенно абсурдными выводами, следующими из "разумных" рассуждении. Разве посещение школы для трудно-воспитуемых подростков есть привилегия только для таких подростков? Законы логики основания так думать не дают.

Мы оказались в школе-интернате №52 Невского района г. Ленинграда (просп. Елизарова) потому, что оба переехали в Ленинград в 1961 году, из других мест, учась перед переездом в девятых классах десятилетних (!!) школ; Стас - в ГДР и, где жили родители (в группе войск) , а я в Севастополе (где служил отец) . В 1961 году все нормальные школы Ленинграда были уже 11-летки! (благодаря усердию ГорОНО Ленинграда) и программа их 9-х классов не соответствовала "устаревшей" программе десятилеток . Поэтому нам обоим предложили либо идти второй раз (какой кретинизм!) в 9-ый класс (но уже 11-летки) , либо в вечернюю школу, либо ( в качестве приходящих учеников) в единственную оставшуюся дневной 10-летку, каковой являлась спец- школа №52 (см. выше). Мы оба (независимо друг от друга) выбрали последний вариант. В июне 1962 года в этой школе было получено 2 золотые медали, что вызвало большое волнение в ГорОНО. Слава Богу, что в те годы все привилегии для медалистов были упразднены, и никто (вслух) не высказал предположений, что эти медали пахнут коррупцией. Однако наш директор (великолепный преподаватель литературы и отличный человек) просил нас иметь в виду, что за нашими дальнейшими подвигами будут следить люди из ГорОНО (это они ему сказали), и просил вести себя так , как подобает золотым медалистам. Чтоб поставить нашего любимого и глубокоуважаемого учителя "вне подозрений", мы и пошли дружно на физфак Университета. К нам примкнул наш однокашник - Леня Вайткус: ему было все равно куда - он был чемпионом по лыжному двоеборью, и двери всех факультетов Университета были ему открыты (а если нет, то он их открывал ногой)... Могу добавить, что Стас был прекрасный товарищ, очень скромный и тактичный человек. А главное - он был в высшей мере одарен физико-математическими талантами. Приехав из такой дыры и захолустья, каким был Н-ский гарнизон в группе войск, где его никто не "натаскивал" на решение олимпиадных задачек по физике и математике, он, в Питере, участвовал во всех таких олимпиадах и везде (!!!) занимал первые места. Когда мы уже были студентами 1-го курса, я разговаривал с одним старшекурсником, который активно участвовал в подготовке и проведении олимпиад по физике. Он мне сказал, что, когда они проверяли олимпиадные работы, все раскрыли рты от изумления, когда разбирали решения, предложенные Стасом: настолько они были блестящи и оригинальны. (Не помню его фамилию, но этот студент был довольно заметной личностью; он был альпинистом и позднее разбился в горах; я помню некролог в вестибюле Физфака, рядом с раздевалкой). Мы были со Стасом хорошими друзьями, вместе проводили время, вместе готовились к экзаменам в Юкках (на озере). Но наши поведенческие нормы были сугубо различными: Стас был совершенно "домашний ребенок": не ругался, не курил, не пил. Его очень уважали и даже любили интернатские ребята (особенно девочки). Но он был все же "чужаком". Я же вырос в Севастополе среди шпаны и хулиганов, поэтому чувствовал среди контингента 52-ой школы, как рыба в воде, и был разгильдяем. И даже (скажу без ложной скромности) стал у них в роде вожака по части всяких безобразии. Так что, если б не Стас, вряд ли я стал бы стараться стать медалистом и пошел за ним на Физфак, но я привык быть первым в классе, и хотел идти наравне со Стасом в учебе.

В университете различие в нормах поведения тут же сказалось: я оставил своего друга в августе 1962 "на торфах" и влился в компанию таких же шалопаев как я, чтобы горланить с ними блатные и прочие песни, пить "Волжское" (фруктово-ягодную бормотуху) и предаваться прочим традиционным развлечениям студента университета. Умер Стас от сердечного приступа, вызванного тои мерзкой ситуацией, в которой находился Университет в 1993 г., и которая убила многих других порядочных людей.... Почему никто не повесил мемориальную доску в память о нем, не знаю... Пора.

Решив делать дипломную работу в лаборатории Е.Ф.Гросса, я обратился к Валентину Ивановичу Валькову. Он направил меня к Борису Владимировичу Новикову, который согласился быть ее руководителем. Так я познакомился с моим первым научным наставником, а также с окружающими его коллегами.

Это были совершенно разные люди: по характеру, по манере держаться, динамике поведения и разговоров и, естественно, по стилю работы. Но у всех была общая замечательная черта – доброжелательность и уважение друг к другу.

Я хочу сразу отметить это как важнейший момент моих воспоминаний, поскольку вижу смысл этих строчек не в рассказе о том, что было, а о тех, кто был и как было.

К тому времени мною была прочитана книга «Атомы у нас дома» – мемуары семьи Э.Ферми, и я знал, что арсенал научной работы естественным образом может включать такую «аппаратуру», как лопата и кирка, не о говоря о молотке с зубилом. Поэтому предложение Б.В.Новикова взять в руки эти два последних инструмента и заняться долблением кирпичной лабораторной стены для прокладки электрокабеля для новой установки было принято мной с большой готовностью и охотой.

Некоторое смущение вызывало то обстоятельство, что стена эта отделяла нас от женского туалета, и в дверь часто заглядывали посетительницы этого заведения, испуганные шумом моих первых шагов в области экситонных исследований, на основе которых мне и предстояло писать диплом.

Закончив эту деятельность, я заслужил повышение квалификационного разряда и был направлен на отделочные работы в криогенную лабораторию . Затем началась высокая наука: форвакуумные и вакуумные насосы, азотные ловушки, платиновые тигли, модуляторы, самописцы и само сердце эксперимента – полупроводниковые монокристаллы.

С первого курса я знал, что «только физика – соль», и теперь вкушал эту соль высшей очистки и тонкого помола. Называлась она «экситонная наука». Память моя до сих пор хранит имена Хапфилда (который  Hopfield), а также Балканского и Никитина. Причем деятельность двух последних, если не ошибаюсь, комментировалась в духе знаменитой фразы О.Бендера: «Шура, нас обгоняют самозванцы».

Моя активность в лаборатории (дипломная работа) целиком курировалась Б.В.Новиковым. Он руководил очень тактично и терпеливо, при этом относясь к моим ошибкам и глупостям (как говорил М.Е.Щедрин) «снисходительно, но без послабления». Что же касается Е.Ф.Гросса, то работа дипломников, по-видимому, его не интересовала по определению («не царское это дело…»).

Я достоверно помню следующий эпизод. Обсуждая текст дипломной работы, Борис Владимирович, как всегда бесстрастным тоном,  заметил, что в конце обязательно должны быть слова с выражением глубокой признательности в адрес Е.Ф.Гросса  за постоянный интерес к работе, ценные замечания и доброжелательную критику. Поскольку ни первого, ни второго, ни третьего не было и в помине, я выразил, мягко выражаясь, наивное недоумение. И тут же получил разъяснение: «Слова эти есть стандартная форма благодарности начальству за то, что не мешало работать».

Уж сорок лет прошло с тех пор (даже больше), и время, увы, стерло в моей памяти многое, в  том числе и то, что я написал в своем дипломном «мемуаре», а эту истину, изреченную моим первым учителем, глубокоуважаемым Борисом Владимировичем Новиковым, я пронес через всю свою жизнь.

Тут я должен сказать, что и Евгений Федорович, в свою очередь, однажды щедро поделился со мной очень конструктивной идеей, которую можно отнести к категории фундаментальных составляющих формулы человеческого счастья, если бы таковая существовала.

Произошло это вот при каких обстоятельствах. В разгар рабочего дня, когда все были на своих рабочих местах (и я в том числе), в лабораторию энергично вошел Е.Ф. и громко провозгласил: «Кто может мне дать в долг десять рублей?!» Этот вопрос вызвал всеобщую растерянность, из чего следовало, что ни у кого таких денег с собой не оказалось. Е.Ф. тревожно переводил взгляд с одного лица на другое, и, когда стало совершенно ясно, что никто не может его выручить, я вынул из кармана только что полученную стипендию в размере трех красненьких банкнот и, протягивая одну из них («Пожалуйста, Евгений Федорович!»), участливо поинтересовался: «Может, Вам надо больше? У меня еще есть».

Обрадовавшись такой удаче, Е.Ф. восторженно воскликнул: «Ну, вот, наконец-то в лаборатории появился состоятельный человек!» Я, решив, что быть состоятельным человеком в университетских кругах не очень прилично, поспешил отвести от себя подозрения: « Что Вы, Е.Ф., я такой же, как все, только еще беднее. Это ведь моя месячная стипендия!» Тогда-то Е.Ф. и произнес ту самую сакраментальную фразу: «Молодой человек, богат не тот, кто много получает, а тот, кто мало тратит!» (Эту драгоценную истину, подаренную мне Е.Ф., я постоянно исповедую с тех пор в своем семейном кругу, то, похоже, мне не хватает той способности убеждать людей, которой обладал Е.Ф.).

Однако, главное, что я хочу сказать в этих строчках, это то, что именно люди, окружающие меня в лаборатории в 1967 году, определили мою судьбу и не просто дали мне, выражаясь избитым термином, «путевку в жизнь», а буквально «выставили» меня на дорогу к этой жизни. И мой долг – выразить им сейчас (несколько запоздало, поскольку некоторых из них уже нет в живых) мою глубокую признательность.

К весне 1967 года стало ясно, что ввод в строй лаборатории в Шувалово, куда Е.Ф. собирался взять группу выпускников физфака, включая меня, задерживается, по крайней  мере, на год. И в этой ситуации из уст Бориса Владимировича  вдруг прозвучали (как всегда бесстрастным тоном) странные слова: «Один человек из Института химии силикатов, по фамилии Лазарев, попросил меня подыскать ему аспиранта. Это совсем неплохой вариант для Вас». Сердце мое упало: «Дело, видимо, совсем худо, если, говоря о какой-то химии силикатов, Б.В. (сам сотрудник НИФИ) считает ее для меня «неплохим вариантом» В гимне физфака ведь сказано: «Только физика – соль, остальное все – ноль. И философ, и химик – дубины». А тут, нате вам, пожалуйста, химия…  самых, что ни на есть вульгарных объектов – кирпичей и силикатного клея (это все, с чем я мог связать слово «силикаты»). Конечно же, я собирался с негодованием отвергнуть это предложение.

Однако, спустя немного времени этот сюжет вновь возник. Двое сотрудников лаборатории, Лева Соловьев и Костя Лидер (так их звали тогда), вдруг пригласили меня на конфиденциальный разговор, и слова их были примерно такими  (говорил, в основном, Л.Соловьев): «Тебе стоит двумя руками ухватиться за предложение Лазарева. Поверь нам, у Гросса в Шувалове вместе с другими пацанами лет до сорока «будешь бегать ты босой и лохматый, да помахивать киркой аль лопатой», дробя не столько гранит науки, сколько бетон пустых стен, расчищая себе дорогу к защите кандидатской диссертации. У Лазарева все это будет легче, быстрее и проще».

– Но, Лева! – сказал я, - От одних слов «химия силикатов» можно впасть в тоску и уныние.

– Не надо смотреть на вывеску, смотри на людей, среди которых тебе предстоит работать. Как молодое растение развивается за счет питательной субстанции из ближайшего окружения, так и молодой исследователь формируется под влиянием той среды, тех лиц, которые сидят с ним в одной комнате. Умный и дельный руководитель, круг культурных, интересных людей – вот тот коллектив, который приглашает тебя в свою компанию. А что касается «химии силикатов», так это часть науки о веществе, где есть и будут вечные фундаментальные проблемы и темы для исследований. Как только ты разберешься в них, у тебя сразу появятся вопросы, а за ними – интерес к работе.

Примерно так говорил Лева Соловьев (вместе с Костей Лидером). Именно в таком смысле надо было интерпретировать более сдержанные оценки Бориса Владимировича. У меня не было причин им не верить. Так я пришел в компанию и стены, которые стали на 33 года продолжением моей семьи и дома. Там я обнаружил нечто в роде филиала кафедры Е.Ф.Гросса, т.к. все мои новые коллеги-друзья оказались ее выпускниками, а Вероника Александровна Колесова , к тому же,– супругой Евгения Федоровича.

Умная, веселая, энергичная, с прекрасным чувством юмора, доброжелательностью и  уважением как к своим ровесникам, так и к «молодежи», В.А. отличалась высокой культурой и обширными знаниями, в основе которых лежала ее огромная любознательность, желание быть в курсе всего, что происходит на белом свете, все видеть, слышать, прочитать, везде побывать и… всем этим поделиться. Она являла собой великолепный пример в пользу одной из центральных истин нашего бытия, изреченных Мишелем Монтенем: «Единственное, что может дать смысл человеческой жизни – радостное отношение к ней». Когда ее поразила злосчастная болезнь, В.А. держалась так, будто доказывала другую истину: «Кто страдает раньше, чем надо, страдает дольше, чем надо» (Сенека).

Благодаря В.А., у нас было как бы три «жилплощади». Одна на набережной Макарова, где мы работали, плюс две дополнительных – на улице Чайковского 10 и в Комарове, где мы не так часто, как на Макарова, но, однако, регулярно, предавались «неформальным отношениям». Они сводились, в конечном счете, к познавательным беседам (при обильном количестве выпивки и закусок), обсуждению текущих событий при свободном обмене мыслями, которые для «молодых специалистов» + аспирантов (т.е. человек 8-10) представляли не только образовательно-культурное значение, но были в не меньшей степени школой морально-этических принципов и норм.

Тут нашим «мэтром», безусловно, был Адриан Николаевич Лазарев. У каждого из разношерстной и достаточно многочисленной компании «молодежи» были с А.Н. не только свои  конкретные рабочие проблемы, темы и дискуссии, но и сугубо персональные отношения. И всех нас объединяло в единый коллектив «лазаревцев» огромное уважение и доверие к нему. На мой взгляд, главным фактором  тут был не столько его авторитет ученого шефа, говорящего мудрые мысли, а его умение (талант) изъясняться, находя изумительно тонкие, убедительные логические конструкции. Излагая их, А.Н. виртуозно владел чистым литературным «великим, могучим, правдивым и свободным» русским языком (в который он нередко и всегда умышленно вставлял «пикантные» термины). В словах его при этом не было никогда краснобайства, а всегда отображались его ум, глубокая культура, этика и воистину энциклопедические знания. Беседы с ним давали доброкачественную пищу для наших последующих раздумий, и нередко его мысли, пропущенные через наши головы, становились нашими собственными мыслями, идеями и даже жизненными принципами (поскольку разговор шел часто именно о них). Формируя их в своем сознании, мы становились увереннее в себе. И таким образом А.Н., сам, обладая огромным чувством человеческого достоинства, передавал его нам. Безусловно, живя «по Монтеню», А.Н. расширял трактовку смысла жизни, утверждая, что видит его в понимании и выполнении своего долга.

Спорной чертой характера А.Н. можно считать язвительность и сарказм, которые он обращал, прежде всего, к себе самому. Но нередко он ошарашивал этим своего собеседника и, как правило, не без основания. (Например, отвечая на хамство или бесцеремонность). Вот типичный случай . «Уф, умоталась я, собирая по вашему зданию членские взносы, сказала одна партийная дама, зайдя к нам «на кофеек», и добавила: «Кстати, Адриан, а ты-то когда вступишь в партию? Давно пора!» Ответ последовал мгновенно: «Да вот, жду, когда тебя оттуда выгонят! Тогда и подам заявление».

После того, как не стало «нашего Адриана» (август 1993 г.), мы, собираясь у него на могиле, признавались, что часто задаем тот же вопрос: «А как бы поступил на моем месте Адриан?» Ответа на него очень не доставало нам, в те времена уже перешагнувшим 50-летний рубеж или приближающимся к нему. (Когда же не стало и «нашей Вероники», у всех у нас появилось общее ощущение полной осиротелости).

Вот и сейчас, через 15 лет (март 2008 г.), приближаясь на всех парах уже к возрасту, когда А.Н. ушел из жизни, я, по-прежнему, задаю этот вопрос и не знаю ответа на него. Хотя, впрочем, наверняка, к одному аспекту моей нынешней деятельности Адриан высказал бы положительное отношение. Дело в том, что одна из идей, которую он горячо исповедовал и проповедовал, вытекала из его глубокой убежденности, что главное место академического исследователя, постигшего на собственном опыте суть физических истин, которые на первый взгляд кажутся простыми, а при тщательном рассмотрении как раз наоборот, должно быть не в стенах лаборатории, а перед студентами – в университетских аудиториях.

Смысл этих истин должен приходить к ним не из сухих фраз стандартных учебников, повторяемых доцентами, а из доверительных исповедей работяг-исследователей, которые жизнь  положили на их понимание, докапываясь до него порой с таким же отчаянием, с каким солдат на войне роет себе окоп в грунте из глины и камней.

При этом А.Н. отмечал, что «понять» – значит мочь изложить все заново, самосогласованно, своим собственным образом, используя собственную логическую схему, образы и примеры. Важно, чтоб лектор-исследователь из личного (порой горького) опыта понимал, чего же не хватает в учебниках для того, чтоб изложение стало ясным и прозрачным для бедолаг-студентов нового поколения.

И вот, пребывая ныне в роли лектора в стандартном французском университете (г.Лимож), «с печалью я гляжу на это поколение…» Головы студентов, пришедших в университет без вступительных экзаменов (правда, получивших в школе диплом «Baccalaureat»), заполнены картинками-комиксами их школьных учебников без текстов («чтоб не измучилось дитя») вперемешку с тем информационным мусором, который валится на них, как пепел на головы несчастных  жителей Помпей. На этом фоне блестящие чудеса, вошедшие только что в жизнь благодаря научным знаниям, представляются им серой банальностью, существующей со времен фараонов. Ничто не удивляет, не поражает их сознание: что мобильный телефон, что коробок спичек – все это им видится предметами одной категории. Окружающая действительность не пробуждает ни особого любопытства, ни особого восторга. Отношение к ней скучновато-тревожное. Излагая законы природы перед такой аудиторией, лектор может рассчитывать на внимание к себе только в том случае, если в его рассказе есть «интрига». И именно этого-то в учебниках (даже хороших), как правило, не видно. И, похоже, что выявить ее и построить на ней сценарий лекции – такая же задача для преподавателя, как для повара харчевни превратить кусок доброкачественной говядины (которую голодный съел бы полусырой) в загадочный бефстроганов, попробовав соус которого давно не знающий голода посетитель скажет: «Cest bizarre! Какой интересный вкус, что Вы туда добавили? Мне кажется, мускатный орех и «Мадеру». Пожалуй, я пообедаю у Вас».

И прав был, видимо, Адриан, так настойчиво направляя нас на педагогическую стезю. Жизнь и в самом деле «идиотски коротка». Всего не переделаешь. Надо оставить поле молодежи и переходить на роль тренеров, которые могут дать ей знания, как говорится, из первых рук. И французская действительность в области высшего образования весьма к этому предрасполагает. Нет никаких министерских инструкций, программ, методологических пособий. Свобода и демократия на местах достигли такого триумфального успеха в борьбе со здравым смыслом, что даже понятие «централизация» рассматривается передовой интеллигенцией как нечто близкое к тирании и насилию над вольной мыслью, как угроза для святая святых – университетской автономии. Министерство высшего образования существует только номинально (раз есть правительство, значит, есть и министры. А раз есть министры, значит, и министерства должны быть, в том числе и народного образования).

Никто толком не представляет, что же студенты должны знать, чему их учить. («А, учи, чему хочешь!»). Никаких единых требований, норм и критериев к докторским диссертациям! Понятие о национальном институте типа ВАКа никому и в голову придти не может. Докторский диплом N–го университета выдается так же, как не так давно у нас выдавались справки об окончании Университета марксизма-ленинизма г.Урюпинска. И он имеет не намного большее значение как для карьеры, так и для науки. Желание быть широко образованным, многосторонне развитым, культурным индивидуумом, похоже, давно пропало ввиду исчезновения у общества потребности в этой категории граждан по причине отсутствия практической ее значимости.

В России эта категория пока жива… И так хотелось бы, чтоб недавние слова «национального лидера» ВВП   «…обезьянничать не будем!» относились бы не только к внешней политике страны, но и к внутренней ее жизни. После «окаянных девяностых» пришла пора протрезветь и осознать, что во многом мы превосходим «их». И хотя бы потому, что думаем и изъясняемся на языке, о котором Тургенев сказал: «…великий, могучий, правдивый и свободный…» А уж у Ивана Сергеича была возможность сравнить его с другими. С тем же французским. Так что вдумаемся в это заключение эксперта-профессионала и постараемся понять за его словами нечто большее.

VK: Говорят, что ты стоял рядом с пушкой в Центральном Клубе, когда она взорвалась. Почитав твои воспоминания, я подумал, что ты должо быть начал ходить под парусом еще на Черном море.

AM: Я стоял почти рядом с этой пушкой, поскольку (наконец-то!) сбывалась мечта идиота - видеть воочию, как такие пушки "палят". Они палили в любимых кино моего детства: "Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы" Они палили на картинах севастопольской панорамы. На заднем дворике севастопольского музея черноморского флота было несколько таких пушечек, как в яхт-клубе, но побольше (похоже, даже незаклепанных), и у меня была "идея фикс" - набить какую-нибудь из них порохом (а этого добра у нас, дворовых мальчишек послевоенного Севастополя, было невпроворот - разного размера и форм) и пальнуть. Мечта так и не сбылась . Но прошло 10-12 лет, и на открытие навигации (я думаю, май 1968) я увидел, как Сан Палыч Логинов - капитан "Мальвы" (большой крейсерской яхты), наш сосед и ближайший друг Адриана Лазарева (капитана другой крейсерской яхты - "Ушкуйник") занимается подготовкой небольшой бронзовой пушки к выстрелу. Рядом с ним стояли какие-то посторонние люди, мужики (слегка поддатые - праздник) и бабы - приглашенные гости. Разговор велся по поводу того, много ли пороха положил туда Л., и хорошо ли забил пыж. Насчет пороха Л. заметил, что нынешний бездымный охотничий "Сокол" гораздо мощнее старого (дымного), и много его класть опасно; он и сам толком не знает какой должна быть порция, положил "на глазок", да и металл наверное уже "уставший". А вот насчет пыжа, не волнуйтесь - забил туда бюстгальтер жены. Так что после выстрела на реях какой-нибудь из стоящих вдоль фарватера Невы яхт он вполне может повиснуть в горящем виде. В хохоте и шутках по этому поводу недостатка не было. Там же, на рейде, в ряду со всеми, стоял и наш "Ушкуйник", и мое место должно было быть там, на палубе - якорь вытаскивать. За мной (увидев меня на берегу) капитан даже шлюпку послал. Но я спрятался в толпе и остался, чтобы посмотреть, как это будет. Когда пушка грохнула, образовалось черно - белое облако, и сквозь него к моим ногам подкатилась" ...казенная часть этой пушки. И потом сквозь дым я увидел падающего на колени соседа, всего в крови, кто-то лежал на асфальте, кто-то орал... Я тут же бросился в административное здание, чтоб вызвать скорую ...но я там оказался не первый, уже звонили, и скорая приехал мгновенно. К пушке я больше не пошел, а спустился к берегу.

В Севастополе была парусно-гребная спортивная детская школа. Там я и провел самые замечательные дни моего счастливого детства. В основном мы (пацаны 12-15 лет) входили на веслах (на четверках и шестерках - шлюпках с военных кораблей), но как только была возможность, подымали парус. Носились в основном по бухте, в море редко выходили. У шлюпок тяжелого киля нет. В принципе - это укороченная версия дракаров викингов. Так что иногда делали "поворот оверкиль", правда это, как правило, на четверках, шестерки были гораздо мореходнее. Ходили аж до Инкермана, потом на веслах подымались по Черной речке. Ощущение реальной опасности придает совсем особый "вкус" (восторга безумной храбрости) плаванию под парусом на шлюпках, которого на большом "Ушкуйнике" не было. Вот так вот...

Андрей Миргородский